Строительство и ремонт

Веселыйсчет презентация к занятию по математике (подготовительная группа) на тему. Смысл действий сложения и вычитания Объяснение смысла сложения и вычитания дошкольникам презентация

Цель занятия: развитие математических способностей воспитанников.

Задачи:

1. Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10.

2. Упражнять в счёте в пределах 20.

3. Учить называть соседей числа, сравнивать два числа.

4. Закреплять умение ориентироваться на плоском пространстве.

5. Развивать внимание, память, мышление.

6. Воспитывать самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Веселый счет

«Найди лишнее» Декабрь Апрель Осень Июнь

«Найди лишнее» Зима Весна Март Лето

«Найди лишнее» Пять Восемь Семь Утро

Сколько месяцев в году? (12) Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль) С какого месяца начинается год? (с января) Заканчивается год… (декабрем) «Быстро отвечайте»

Сколько дней в неделе? (7) Назовите дни недели, начиная со среды? (четверг, пятница, суббота, воскресенье) Как называется седьмой день недели? (воскресенье) «Быстро отвечайте»

Физкультминутка В понедельник я купался, А во вторник – рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал.

«Придумай задачку» 3+5 7-4 6+1 8-2

«Посади зайку на место»

«Задачка на смекалку»

«Задачка на смекалку»

«Задачка на смекалку» ?

Физкультминутка Мы считали и устали. Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три, Ножками потопали – раз, два, три Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять считать начнём!

«Сравните цифры» 3 7 6 9 8 5 7 4 3 5 4 2 5 6 3 6 7 3 8 6 5 4 6 7 2 4 2 3 1 3 3 4 3 7 4 5

«Соедини по точкам»

Цель занятия: развитие математических способностей воспитанников. Задачи: 1. Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10. 2. Упражнять в счёте в пределах 20. 3. Учить называть соседей числа, сравнивать два числа. 4. Закреплять умение ориентироваться на плоском пространстве. 5. Развивать внимание, память, мышление. 6. Воспитывать самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий


С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а)уменьшение данной совокупности на несколько единиц;

б)уменьшение на несколько единиц совокупности, сравни-
ваемой с данной;

в)разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Рассмотрим подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления чисел множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметов и наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных чист, признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте и кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало И1 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось. Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажи | оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель сл

но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «мет на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука и красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого п<н меньше. У кого ног больше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель слове) но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес но заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «н« сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий,

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа.) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.)

Кто это? (Снегири.)

  • Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они вместе на рябине.
  • Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «Дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
  • Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна

    Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

    Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

    А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

    Упражнение 2

    Цель. Знакомить со знаком сложения. Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу: -Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, назыв «сложение». Такая запись «1 +3» говорит, что мы собрали их вместе считали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц?

    Упражнение 3

    Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетно) рассказа.

    Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по тек записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое

    Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 к феты, ей дали еще одну».

    У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фиг у|) ками: ООП

    (Фигурки дети выбирают сами.)

    Упражнение 4

    Цель. Учить детей переводу символической модели в предметнук а затем в словесную. Задание.

    Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать чи ла в этой же записи фигурками у себя на столе.

    Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по о ному)

    2 + 3;3+1;4 + 2;3 + 3;4+/1.

    Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют сс ветствующий рассказ.

    При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе сл~ весно заданной ситуации на язык математической символики, поел вательность указаний педагога такова:

    а)обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.

    б)обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

    в)поставьте между ними нужный знак действия.
    Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одно вазе?

    Составляется запись: 4 + 3.

    Такую запись называют «математическое выражение». Она показы вает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

    Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

    выражение значение выражения

    Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со знаком «равно».

    Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

    В качестве примера того, как может быть организовано знакомство с действием вычитания, приведем взаимосвязанную серию заданий для старшей группы.

    Упражнение 1

    Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

    Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей

    152152Глава 2. Основные понятия курса математики для дошкольников..

    объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

    Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

    Запомните, сколько яблок. (Записьубирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

    Упражнение 4

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

    Задание.

  • Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)
  • Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)
  • Ответ во всех случаях получен пересчетом.

    После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

    Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитыванием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

    Приведем пример обобщающего занятия по теме «Действия сложения и вычитания».

    Цель занятия. Уточнять представление о действии сложения и вычитания.

    Упражнение 1. Игра «Зеркало». Цель. Учить быть внимательным.

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действий.

    Материалы. Фланелеграф, наборы фигур. У детей набор карточек с числами от 1 до 9 и знаки «+» и «-» на карточках. (Удобно использовать деревянные фишки из набора «Учись считать».)

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф 2 рыбки.

    Я буду изменять ситуацию, а вы будете показывать мне знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.

    Педагог меняет ситуацию (молча). Дети показывают знак «+» или «-», объясняя, почему надо употребить этот знак, Например: надо взять «+», так как вы добавили рыбок, их стало больше, и т. д.

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на сложение и вычитание с записью действия (составлением выражения).

    Способ выполнения. Если дети хорошо справляются с предыдущим заданием и верно выбирают знак в любой ситуации, педагог предлагает им составлять все выражение целиком. (Можно использовать кассу из набора первоклассника, ребенку удобно показывать ее педагогу.) Постановку каждого числа просим объяснить. Например: педагог выставляет на фланелеграф 3 цветка, затем добавляет 2 цветка.

    Дети составляют запись: 3 + 2.

    Что означает число 3 в этой записи? (Сначала было 3 цветочка.) Ч означает число 2 в записи? (Добавили 2.) Почему поставили «+»? (Цв точки добавили, их стало больше.)

    Педагог предлагает для моделирования различные ситуации на упо

    ребление знаков «+» и «-».

    Упражнение 4

    Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.

    Материалы. Образец рисунка, рамка с геометрическими прорезями, альбомный лист и цветные карандаши.

    Задание. Педагог показывает детям образец рисунка и просит с помощью рамки самостоятельно нарисовать картинку, соответствующую записи 2 + 5.

    Дети рисуют рыбок по образцу, самостоятельно подбирая их количество. По завершении работы педагог просит каждого ребенка пояснить свой рисунок.

    Детям послабее можно дать печатный лист, на котором они обводят фигурки по рамке и раскрашивают в соответствии с заданием.

    Этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания1-й этап - подготовка к правильному пониманию
    различных сюжетных ситуаций, соответствующих
    смыслу действий (организуется через систему заданий,
    требующих от ребенка адекватных предметных действий
    с различными совокупностями);
    2-й этап - знакомство со знаком действия и обучение
    составлению соответствующего математического
    выражения;
    3-й этап - формирование собственно вычислительной
    деятельности (обучение вычислительным
    приемам).

    Сложение

    Сложение - предметные действия с совокупностями,
    (объединение и увеличение на
    несколько элементов данной совокупности, либо
    совокупности, сравниваемой с данной.
    Ребенок должен научиться моделировать на предметных
    совокупностях все эти ситуации, понимать их (т. е.
    правильно представлять) со слов воспитателя,
    уметь показывать руками как процесс, так и результат
    предметного действия, а затем характеризовать их
    словесно.

    Подготовительные задания для усвоения смысла действия сложения Примеры ситуаций, моделирующих объединение двух множеств:

    1. Задание: Возьмите три морковки и два яблока
    (наглядность). Положите их в корзину. Как узнать,
    сколько их вместе?(Надо сосчитать.)
    Цель: Подготовка ребенка к пониманию
    необходимости выполнения дополнительных
    действий (в данном случае - пересчет) для
    определения общего количества предметов
    совокупности.

    Подготовительные задания для усвоения смысла действия сложения Примеры ситуаций, моделирующих увеличение на несколько единиц

    данной
    совокупности или совокупности, сравниваемой с данной:
    У Вани 3 значка. Обозначьте значки
    кружками. Ему дали еще, и у него
    стало на 2 больше. Что надо сделать,
    чтобы узнать, сколько у него теперь
    значков? (Надо 2 добавить.) Сделайте
    это. Сосчитайте результат.

    Вычитание

    Действию вычитания соответствуют три вида
    предметных действий:
    а) уменьшение данной совокупности на несколько
    единиц;
    б)уменьшение на несколько единиц
    совокупности, сравниваемой с данной;
    в) разностное сравнение двух совокупностей
    (множеств).

    Примерные подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания

    1. Задание.
    На полянке было 7 цветов. Обозначьте цветы
    кружками. К вечеру 2 цветка завяли. Что надо сделать, чтобы
    показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь
    нас порадует.
    2.Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте и
    кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало на 4
    меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось?
    Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажите
    оставшиеся бананы. Сколько их?

    Знакомство со знаками действий

    После того как ребенок научится правильно
    понимать на слух и моделировать все
    обозначенные виды предметных действий, его
    можно знакомить со знаками действий.
    Знаки действий, как и любая другая
    математическая символика, являются условными
    соглашениями, поэтому детям просто
    сообщается, в каких ситуациях используется знак
    сложения, а в каких - знак вычитания.

    Формирование вычислительной деятельности
    тесно связано с двумя моментами:
    1) формирование представлений о смысле
    натурального числа;
    2) формирование представлений о принципе
    образования натурального ряда.

    Существует несколько способов
    нахождения значения математического
    выражения, с которыми необходимо
    познакомить детей:
    1) пересчет;
    2) присчитывание и отсчитывание;
    3) использование знаний состава
    числа.

    Пересчет как способ нахождения значения выражения

    Данный способ не является вычислительным приемом, но
    позволяет находить значение выражения и служит
    способом проверки правильности вычислений на ранних
    этапах овладения детьми вычислительной деятельностью.
    Моделируя эти действия на предметной или условно предметной наглядности, ребенок может использовать
    пересчет элементов результирующего множества для
    определения его численности.

    Присчитывание и отсчитывание

    Присчитывание и отсчитывание – это основной
    вычислительный прием в дошкольном обучении.
    Пересчет отличается от присчитывания тем, что он
    направлен на определение всех элементов множества,
    начиная с единицы.
    Присчитывание – это такой способ вычисления, когда к
    какому либо известному числу прибавляется другое число,
    как бы в дополнение.
    В основе приема присчитывания и отсчитывания лежит
    прием убавления или добавления по 1-му от заранее
    заданной совокупности.

    Использование знаний состава числа

    Если ребенок, изучая числа в пределах 10, хорошо запомнил
    состав чисел, то такому ребенку при составлении
    выражений будет проще опираться на состав однозначных
    чисел.

    «От перестановки слагаемых сумма не меняется»

    При изучении действия сложения, когда 2-е слагаемое
    больше 1-го, детей нужно познакомить с правилом
    перестановки слагаемых.

    Если педагог рассматривает с детьми выражения
    вида (10 + 2; 15 - 5), то детям следует опираться
    на предметную модель двузначного числа (с
    помощью палочек).
    Дети плохо оперируют знаками, поэтому они могут
    использовать пучок палочек, как модель десятка.

    «Сложение и вычитание» - Найди значения всех выражений. 66+3 44+5 22+6 66+30 44+50 22+60. Какие другие числа можно прибавить к числу 32, чтобы изменилась цифра, обозначающая единицы? Запиши выражения, которые соответствуют каждому рисунку. Наблюдай, какая цифра изменилась в числе 32. Полезно выполнять задания: Запиши все трехзначные числа.

    «Сложение и вычитание чисел» - Сочетательный закон сложения. Распределительный закон. Сложение и вычитание по разрядам. Умножение и деление. Устные вычисления. Вспомогательные приемы запоминания. Сочетательный закон умножения. 2-я четверть. Переместительный закон сложения. Осознанное выполнение вычислений. Итоги темы «Сложение и вычитание».

    «Правила сложения и вычитания чисел» - Задача. Что нового вы узнали на уроке. Арифметические действия. Латинский алфавит. Закрепление. Найти значение числовых выражений. Кроссворд. Буквенная запись. Виды математических выражений. Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

    «Свойства сложения» - Геометрические фигуры. Арифметический диктант. Бронзовые. Оборудование: Компьютер, мультипроектор. Золотые. Серебряные. Тема урока «Свойства сложения». Схема к задаче.

    «Смысл сложения и вычитания» - Предметные ситуации. Составление одного предметного множества из двух данных. Текстовые задачи. Увеличение на несколько предметов множества. Увеличение данного предметного множества на несколько предметов. Уменьшение данного предметного множества на несколько предметов. Выделяют три вида ситуаций. Сравнение двух предметных множеств.

    «Задачи на сложение и вычитание» - 2 + 6. 1 + 8. 1 + б = 5 (кг). 3 + 5. 7 – 5 = 2 (см) Ответ: на 2 см. 2 + 7. А = 3кг б = 4кг. 4 + 4. 4 + 5. 4 – 3 = 1 (кг) Ответ: на 1 кг. 3 + 6. Математический диктант. Какие новые величины вы узнали? 1 + 2 = 3 (кг). В чем измеряется температура? Физкультурная минутка. В чем измеряется время?

    Всего в теме 14 презентаций