Строительство и ремонт

Альтернативные образовательные системы. Альтернативные модели получения образования в обществе знаний

Время идет вперед, меняются технологии, темпы жизни, условия жизни и очень радует, что в таком важном вопросе, как образование, тоже есть изменения. Писатели, жившие до советской революции, в своих произведениях часто упоминают о таком способе поучения знаний, как домашнее обучение. Для детей заказывали учителя (часто иностранца), который учили чадо танцам, французскому языку, письму, счету, этикету.

Содержание

В советское время заниматься образованием детей в каждой отдельной ячейке общества просто не было времени, да еще на школу и садик была возложена и фундаментальная функция советского общества – внедрение советской идеологии с пеленок. В наше время, когда развитые технологии позволяют больше времени уделять детям, а потребности в жесткой идеологии нет, Правительство активно создает юридическую базу для эффективного развития индивидуальных способностей детей.

Для этого разработан Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ", вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, который предусматривает, что

Статья 17.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Статья 34 ч.3.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Семейное образование.

Семейное образование (часто люди называют его домашнее обучение) предполагает, что ребенок занимается дома с родителями, с репетиторами / учителями, в центрах домашнего обучения, а в школу приходит только для прохождения аттестации, т.е. чтобы сдать зачеты, тесты, на основании которых его переведут в следующий класс или не переведут. Ваш ребенок без вопросов допускается к сдаче Государственной итоговой аттестации за 9 и 11 классы.

Читайте также:

Это очень хорошая форма обучения для тех детей, которые значительно отстают от одноклассников, не успевают осваивать программу, или для тех, кто, наоборот, справляется быстрее и ему становится скучно и неинтересно в школе. Также, эту форму выбирают семьи, которые часто переезжают или вынуждены часто пропускать занятия из-за плотного графика на занятиях по интересам (например, в спортивной школе).

Перевести ребенка на семейное образование вы можете в любом классе и в любой день учебного года. Получать семейное образование могут дети в любом классе – и в первом, и в шестом, и в десятом и т.п.

Впервые, в современности о семейном образовании и низком качестве школьного образования заговорили австрийский философ Иван Иллич в своей книге « Освобождение от школ» и американец Джон Гатто в книге «Фабрика марионеток. Исповедь учителя» . В США выросло уже несколько поколений людей, обучаясь по форме семейного образования. В России эта форма получения образования только зарождается, но уже есть положительный опыт, в т.ч. и в Крыму.

Главные аргументы противников семейного образования:

  • Вы сможете сами дать ребенку образование?
  • А аттестат своему ребенку вы будете давать?
  • А как ребенок будет социализироваться?

Давайте поразмышляем над этими вопросами.

1. Очень жесткий, но правильный контраргумент – а школа сможет дать моему ребенку образование ? Все мы учились в школе, но сколько из нас выросло образованных, действительно образованных – с хорошими оценками, с возможностью поступить и успешно закончить ВУЗ, иметь способность постоянно самообучаться, самосовершенствоваться, поднимать свой интеллектуальный уровень? Правильно, единицы.

К сожалению, учитель на уроке физически не может работать на всех, какой бы классный он ни был, он ориентируется на учеников определенного уровня. Обычно, на более слабых. В результате, весь класс вынужден опускать свой уровень до более слабых. Если же учитель ориентируется на более сильных учеников, то те, кто не успевает отстают все сильнее, сильнее. И если в какой-то момент он не догонит остальных, не разберется в том, что ему не понятно, то двойки и неаттестация ему обеспечены.

Кроме того, не редко вызывают нарекания образовательная подготовка самих учителей или совершенно не понятное его отношения к образовательному процессу и ученикам.

При семейном обучении главная цель - научить ребенка самостоятельно получать знания, при помощи учебников, пособий, родителей, друзей, интернета. Ребенок учится ставить цель и достигать ее, учится работать с материалом, внимательно читать, вычленяя главное, учится распоряжаться собственным временем, быть упорным, усердным, жадным до знаний. Вот школа этого точно дать не может ! Ведь там все разжевывают, пережевывают - задача ученика только взять и проглотить.

2. Аттестат выдаст школа . Для этого вашему ребенку достаточно хорошо подготовится и сдать аттестационные испытания. Для этого не обязательно ходить в школу на уроки.

3. Опять же железный контраргумент – а все ли те, кто ходит в школу социализированы ? Почему среди наших ровесников, которые ходили исправно в садик и школу, всегда были белые вороны, асоциальные типы или суицидальные личности?

Социализация ребенка в детском садике или школе – высосанная из пальца социалистическими теоретиками часть идеологии. Ребенок вполне может социализироваться, когда ходит на детскую площадку, на кружки, в секцию, внутри своей семьи при грамотном воспитании.

Несколько интересных ссылок:

канал на ютьюбе одной российской семьи с 4 детками, которые выбрали семейное образование для своих деток и активно делятся своим опытом: https://www.youtube.com/channel/UCeIsG46pdrkSqImpafIFr8A .

Проект Чапковских о Семейном образовании http://www.familyeducation.ru . Здесь есть много историй о том, как именно родители боролись и добивались перехода на семейное образование.

Платная дистанционная школа Битнера, популярная среди москвичей http://www.extern-office.net .

На английском семейное образование называется homeschool или home education, поэтому, если вы владеете английскими, то можете много найти в google полезного. Например, довольно крупный проект https://www.homeschool.com/

Самообразование.

Форма получения образования чем-то схожая с семейным образованием, но здесь образованием ребенка занимается он сам – сам решает нужна ли ему помощь в обучении в виде репетитора или родителя, сам читает книги и ищет информацию по своим предметам. Такое право возникает у ученика, окончившего 9 классов. Ученик имеет право участвовать в ЕГЭ без ограничений.

Аттестация экстерном.

Ученик имеет право сдать промежуточную аттестацию сразу за несколько лет школы и перейти не на один, а на два, три и более классов. При этом сам процесс обучения проходит в специальной школе, по индивидуальной программе в обычной школе или дома. В общем, как ребенок получит свои знания – дело его, а вот аттестацию он будет проходить в школе.

Таким образом, ребенок может пойти сразу во второй класс, минуя первый . Но позаботиться об этом лучше заранее – необходимо пройти программу первого класса, подать соответствующее заявление в школу и пройти тестирование, желательно, задолго до сентября. Поэтому позаботьтесь о разрешении всех этих вопросов с администрацией школы еще весной.

Заочное и очно-заочное образование в школе.

Раньше возможность очно-заочного образования реализовывалась в вечерних школах. Теперь же каждая школа обязана обеспечить ребенку возможность учиться в школе с частичным посещением занятий. Т.е. ребенок ходит в школу только на определенные предметы, в определенные дни. При этом числится в составе своего класса (в отличие от самообразования и семейного образования).

Надомное обучение (Индивидуальное обучение на дому) .

Домашнее обучение организуется для деток с проблемами со здоровьем. При этом ребенок числится в классе, к нему домой приходят учителя предметники, проводят обучение и текущий контроль знаний. У таких деток меньше учебных часов, а обучение проводится бесплатно.

Правовой аспект.

  1. Для того, чтобы перевести своего ребенка на одну из вышеперечисленных форм образования, необходимо написать заявление директору школы примерно такого содержания: "Прошу перевести моего ребёнка на заочную форму обучения с такого-то числа в связи с тем, что наша семья выбрала для ребёнка заочную форму образования. Ответ прошу прислать по указанному выше адресу."

Отказать вам не имеют права . Чтобы ваше заявление случайно не потерялось у секретаря, напишите его в двух экземплярах и попросите зарегистрировать, а на ваш экземпляр поставить отметку о регистрации и входящий номер.

Если ваше заявление не принимают или говорят , что невозможно организовать вашему ребенку такую форму обучения, то можно написать запрос в Минобрнауки. Это можно сделать почтой или через их сайт для обращений – в Крыму это интернет приемная https://uslugi.rk.gov.ru . В течение месяца к вам поступит письменный ответ. Но из школы с вами свяжутся раньше, т.к. им разъяснят ваши права. Письменный запрос - самый легкий и быстрый способ к сердцу чиновников.

Как вариант, можно и в Прокуратуру обратиться. Если администрация школы отказывается принять ваше заявление и отказывается письменно объяснить почему, то можно взять двух свидетелей и проделать это снова в их присутствии. Тогда в заявлении в Прокуратуру указываете, что у вас есть свидетели такие-то.

Если Вам письменно отказывают, пишите в прокуратуру. Например, иногда администрация может свой отказ обосновать тем, что в Уставе школы не прописаны такие формы обучения, тогда укажите это в своем заявлении:

"Прошу возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.57 КОАП РФ в отношении директора школы связи с тем, что мне отказано в переводе моего ребёнка на заочную форму обучения, предусмотренную ФЗ "Об образовании в РФ". Таким образом было нарушено право моего ребёнка на доступное образование и моё право родителя, на выбор формы образования. Ссылка директора школы на то, что в уставе школы не предусмотрена заочная форма образования говорит лишь о том, что устав школы нарушает ФЗ "Об образовании в РФ" и должен быть приведён в соответствие с федеральным законом."

2. После того, как соглашение со школой достигнуто, вам предстоит заключить со школой договор оказания их услуг. Вы имеете право оспаривать условия договора, дополнять их – главное, чтобы при этом не нарушалось законодательство.

3. Независимо от формы получения образования вы имеете право на получение бесплатных учебников, на те же социальные льготы и материальную помощь, что и при очной форме образования. Главное, не забудьте прописать это в Договоре.

4. В некоторых регионах, например, в Москве, Омске людям удалось добиться того, чтобы им выплачивали компенсацию. Ведь деньги из бюджета выделяются на образование всех детей, в т.ч. и на тех, кто находится на семейном образовании или на самообразовании. Но если фактически ваш ребенок не получает этих финансируемых услуг, то родители вполне могут претендовать на получение этих денег.

Прошли те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Огромное разнообразие учебных заведений ставит сегодняшних родителей перед сложным выбором. Хочется дать ребенку современное образование, но со старыми традициями, определить его в престижную школу - и при этом не ездить каждый день через всю Москву.

Вопросы, вопросы, вопросы - а на дворе уже весна, и совсем скоро в школах начнутся собеседования с претендентами на звание "первоклассник-2003"...

Сегодня в Москве существует несколько систем образования, и с особенностями каждой из них стоит ознакомиться до того, как вы перейдете к вопросу выбора типа образовательного заведения и конкретной школы для вашего ребенка.

Традиционная система образования

Существующая с советских времен и накопившая богатейший опыт работы, она ставит своей целью развитие личности учащихся, однако реально внимание уделяется образованности.

Особенности данной системы образования таковы (кто-то может считать их положительными, а кто-то отрицательными - наверное, в этом и состоит вся прелесть нынешнего времени):

  • Годами выверенная программа и учебный план.
  • Четко сформулированы требования, предъявляемые к учащимся на каждом этапе обучения.
  • Классная поурочная система.
  • Строго определенная роль учителя и ученика.
  • Учет успеваемости по балльной системе.
  • Разработанная учебная и методическая литература.
  • Дается фундаментальное образование по основным предметам.

На традиционную систему опираются такие типы учебных заведений, как общеобразовательные школы, гимназии, лицеи и некоторые частные школы.

Основа традиционной системы обучения - средние общеобразовательные школы . Учат всех детей, без отбора, и, значит, можно говорить о том, что ориентирована такая школа на массового ученика. Однако из этого не обязательно следует, что способный ребенок затеряется среди всех остальных. Хороший учитель и в переполненном классе видит каждого неординарного ученика.

Часто бывает, что различные нетрадиционные методики, развивающие или авторские программы "приживаются" в таких школах. Но они не складываются в систему и затрагивают один или несколько предметов. В таких случаях в школу обычно идут "на учителя".

Если номер школы меньше 100, значит, это учебное заведение с давними традициями и расположено, как правило, в центре Москвы.

Школа может иметь определенный профиль - экологический, эстетический, экономический или какой-либо еще. Это значит, что здесь углубленно изучаются соответствующие предметы, ведется факультативная работа, учащиеся принимают участие в различных проектах.

Название "школа с углубленным изучением отдельных предметов" говорит само за себя. Будьте готовы к тому, что начиная с 8-9-го класса (а иногда и с 5-го) начинается углубленное изучение определенных предметов.

Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением иностранного языка отличаются тем, что язык начинает изучаться с 1-го класса, а прием в школу может проходить на конкурсной основе. Такие школы имеют номера, начинающиеся с 13....

Полезно знать, что за каждой общеобразовательной школой закреплен микрорайон, для всех детей которого в ней приготовлено рабочее место, комплект учебников, заказано финансирование. Уточнить, к какой школе относится ваш дом, можно в управлении образования соответствующего округа:

СВУО - 210-07-06
ЮЗУО - 120-31-56
ЮВУО - 350-05-88
ЦУО - 951-41-67
ВУО - 963-55-35
СЗУО - 947-77-20
ЗУО - 249-08-86
ЮУО - 324-75-46
СУО - 456-07-32
Зеленоградский учебный округ - 535-75-21

Традиционные общеобразовательные школы работают по федеральному комплекту учебников и обеспечиваются ими через школьную библиотеку бесплатно. Учебники других авторов приобретаются родителями.

В начальной школе вам могут встретиться такие авторы: Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. (обучение чтению), Федосова Н.А., Безруких М.М., Илюхина (обучение письму), Моро М.И., Волкова С.И., Гейдман, Истомина Н.Б. (математика), Закоружникова М.Л., Рамзаева Т.Г., Желтовская Л.Я. (русский язык). Такие школы могут использовать комплекты учебников "Школа-2100": Бунеев Р.Н. (чтение), Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. (математика).

Гимназии заинтересуют тех родителей, чьи дети проявили себя к окончанию начальной школы, как способные к активному интеллектуальному труду. Гимназия состоит из 5-11-х классов и представляет учащимся возможность получить универсальную общеобразовательную подготовку на гуманитарной основе (с расширенным и углубленным изучением русского языка, литературы, истории, а также не менее двух иностранных языков) и с повышенным уровнем сложности. Каждая гимназия сама определяет, какие предметы и курсы будут включены в учебный план. Выпускники гимназий получают аттестаты установленного образца с указанием вида учебного заведения.

Чтобы поступить в гимназию, необходимо отучиться на подготовительных курсах, так как вступительные экзамены состоят из заданий, не входящих в программу средней общеобразовательной школы для данного возраста.

При некоторых гимназиях организованы прогимназии (начальная школа), комплектование которых проходит на конкурсной основе.

Лицеи схожи с гимназиями тем, что ориентированы на обучение детей со сформированными интересами и наклонностями. Но лицей состоит только из старших классов. Они работают по индивидуальному учебному плану и программам. Между лицеем и профильным вузом может существовать договор о зачислении выпускников без вступительных экзаменов.

Гимназии и лицеи были созданы на базе средних общеобразовательных школ, отличающихся высокими результатами, и сегодня считаются элитными учебными заведениями.

Гимназии ищите под номерами, начинающимися с 15....

Некоторые общеобразовательные школы имеют гимназические и лицейские классы. По своим целям и задачам они соответствуют гимназии или лицею. Закончив школьное обучение в таком классе, ребенок получит аттестат с указанием предметов углубленного обучения.

Частные школы и пансионы дают общее среднее образование. Однако прежде чем довериться частной школе, познакомьтесь с ее уставом, поинтересуйтесь наличием аккредитации (дает право частной школе выдавать своим выпускникам аттестаты государственного образца).

Большинство частных школ являются школами полного дня, что устраивает многих родителей, занятых с утра и до вечера на работе. Но не стоит забывать, что в российских частных школах в отличие от западных, как правило, нет культа знаний и результаты образования зачастую далеки от совершенства.

Развивающая система образования

Наибольшее признание среди педагогов московских школ получила система Л.В. Занкова . Обучение строится на более высоком уровне трудности и идет в быстром темпе. На уроках нет знакомства с правилами в готовом виде, не ищите их и в учебниках - они выводятся учениками вместе с учителем по ходу работы, в самостоятельном поиске.

Если учитель обычной начальной школы пытается использовать принципы развивающего обучения применительно к какому-то одному предмету, будьте настороже: ребенок может получить серьезную перегрузку, и только.

Работа школ по системе Л.В. Занкова опирается на учебники следующих авторов: Нечаева И.В., Андрианова Т.М. (обучение чтению), Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. (чтение), Полякова А.В. (русский язык), Аргинская И.И., Бененсон Е.П. (математика).

Кстати . Институт инноваций в образовании имени Л.В. Занкова выпустил удивительные учебники по литературному чтению В.А. Лазаревой, которые можно порекомендовать для разностороннего развития любого ребенка, независимо от того, в какой школе он учится.

С 1958 года в московских школах внедряется система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова . Особенностью этой концепции является дискуссионная форма работы, в ходе которой дети сами открывают содержание учебных предметов.

В качестве примера можно привести школу № 91 (Поварская, 14). Обучение в начальной школе этой гимназии идет именно по системе Эльконина-Давыдова. Здесь не дают знаний в готовом виде, а создают условия для поисково-исследовательской деятельности, в результате которой ученики сами делают выводы и открытия. Чтобы каждый ребенок мог сформировать свою точку зрения, в этой школе по 5-й класс включительно отказались от отметок.

Работа в школах этой образовательной системы ведется по следующим пособиям: Репкин В.В., Агаркова Н.Г., Олисова Л.Г. (обучение чтению и письму), Кудрина Г.Н. (чтение), Александрова Э.И. (математика), Репкин В.В. (русский язык).

В полном объеме работа по самым известным развивающим системам (обучение по Занкову и обучение по Эльконину-Давыдову) проводится лишь в начальной школе.

Образовательная система "Экология и диалектика" Л.В. Тарасова тоже строится на основе развивающего обучения. Специфика ее в том, что иностранный язык идет с 1-го класса, физика - химия - биология - география - синхронно с 7-й по 9-й класс. Математика до 9-го класса включительно. Получается, что ученик завершает базовое образование в 9-м классе, а 10-11-е классы отводятся на профильное лицейское образование. По такой системе работают школы №№ 46, 202, 290, 365, 408, 612, 778, 863, 1288.

К системе развивающего образования примыкают и школы работы с одаренными детьми . В Южном учебном округе работает школа-лаборатория № 1624 "Созвездие" по развивающей системе "Одаренный ребенок" (396-43-50). В гимназии "Школа Ломоносова" № 1530 (268-09-01) разрабатываются педагогические технологии работы с одаренными детьми, а в лицее № 1524 вплотную занимаются не только методикой работы, но и психологической поддержкой и консультированием. В ЮЗУО находится бесплатная общеобразовательная "Лига школ" № 1199 для одаренных детей (427-51-98).

К развивающей системе образования относится и адаптивная модель школы Ямбурга - система непрерывного образования (Центр образования № 109, тел. 434-51-08, директор Е.А. Ямбург). Обучение в такой школе делится на модули:
детский сад и шестилетки - на базе детского сада;
начальная школа - 1-5-й классы.
5-й класс относится к начальной школе. Это объясняется тем, что в этом возрасте ребенок претерпевает половое созревание, которое накладывается на стресс перехода в среднюю школу. В модулях "детский сад" и "начальная школа" работа идет по двум системам: вальдорфской и монтессорианской (термины Е.А. Ямбурга). О них разговор пойдет ниже.
6-9-е классы - основная школа с гимназическими, общеобразовательными и классами педагогической поддержки;
9-11-е классы - старшая школа.

В школе придерживаются государственных стандартов, но выходят к ним к концу обучения. Следует сказать также о том, что каждый модуль находится по отдельному адресу. Модели адаптивной школы отрабатываются в более чем 10 школах ЮЗУО.

Система домашнего образования

Была развита в России в XVIII-XIX веках и являлась обязательным этапом для учащихся, желающих продолжить учебу в гимназии, университете или поступить на военную службу. После 1917 года домашнее образование стало компенсировать недостатки основной образовательной системы.

Законом об образовании РФ (1992 г.) предусмотрена возможность получения общего образования в семье с правом на государственную аттестацию. Дети, которые получают образование дома, должны быть зачислены в школу по месту жительства на общих основаниях по заявлению родителей с указанием выбранной формы обучения. "Личное дело" ребенка сохраняется в школе на протяжении всего срока обучения. Школа должна предоставить ему все учебники. Порядок перехода на семейную форму обучения определен приказом Министерства образования РФ № 225 от 27.06.94 г.

Сегодня традиции домашнего образования возрождаются. Примером домашнего (семейного) образования может служить семейно-педагогический центр "Очаг" (ЮУО, тел. 314-53-52), имеющий 13-летний опыт работы. Здесь ученику помогут пройти программу начальной школы в сроки, соответствующие его развитию, дадут методические рекомендации по предметам базовой программы школы. Закончив обучение в начальной школе, ребенок может вернуться к традиционной форме обучения или продолжить заниматься в центре.

Но не стоит путать систему домашнего образования с надомным обучением . Последнее организуется для хронически больных учащихся по заключению медицинского учреждения и обеспечивает их воспитание, обучение и социальную адаптацию.

Здесь же стоит упомянуть о системе коррекционного обучения . В коррекционную школу направление дается медико-педагогической комиссией округа. В ЮУО создана уникальная модель образовательного учреждения - оздоровительная школа-лаборатория № 1998 "Лукоморье" (тел. 341-21-10) для детей с сохранным интеллектом, имеющих хроническую патологию в физическом развитии.

Альтернативная система образования

За основу была взята идея Л.Н. Толстого о том, что школа должна создаваться для ребенка и помогать его свободному развитию. Но, как известно, нет пророка в родном отечестве. Поэтому в России и прежде всего в Москве созданы образовательные системы и школы, использующие учения итальянки Марии Монтессори, француза Селестена Френе, американца Дональда Ховарда, немца Рудольфа Штайнера.

М.Монтессори сначала разработала методику обучения детей с отклонениями в умственном развитии. Затем распространила ее на обучение всех детей. До середины 20-х годов прошлого века в России существовали школы Монтессори, но затем они были закрыты, как не отвечающие требованиям по воспитанию борцов за светлое будущее.

Основной упор в Монтессори-педагогике делается на организованную среду: например, в детских садиках по системе Монтессори одно помещение полностью занято специальными дидактическими материалами. Монтессори-педагог - воспитатель или учитель - определяет индивидуальные периоды развития каждого ребенка и предлагает ему наиболее подходящие занятия. Дети объединяются в группы не по возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают, что им сегодня удалось узнать нового.

В Москве около полусотни детских садов и начальных школ, имеющих группы и классы, работают по данной методике. Однако средних Монтессори-школ пока нет.

Система С.Френе , французского деревенского учителя, близка принципам Монтессори-педагогики, поэтому останавливаться на ней подробно не будем.

Если вам встретится школа с названием "Школа завтрашнего дня", а их в Москве около десяти, знайте, что будущий ученик будет иметь дело с системой Р.Ховарда , американского доктора педагогики. Школьный день в таких школах делится на две части: первая половина дня отводится американским программам, которые, кстати, ведутся на английском языке, и включает в себя 5 основных курсов: математика, английский язык, социальные науки, словообразование, естественные науки. Вторая половина дня - русская. У каждого ученика есть план на неделю, нет учебников, а есть серия тетрадей. Закончив одну из них и выполнив заключительный тест, учащийся переходит к следующей. За обучение по системе, которая похожа на самообразование, придется платить, и немало. Сегодня некоторые специалисты признают систему Ховарда сомнительной.

Вальдорфская педагогика основана на теории немецкого философа Рудольфа Штайнера и, как правило, представляет единую систему "детский сад - школа". До 7 лет предпочтение отдается физическому развитию, а воспитание основано на подражании и примере - дети играют, рисуют, поют до тех пор, пока не возникнет вопрос о чем-либо. Особенности этой системы таковы:

  • Есть перечень предметов и примерное количество часов.
  • Продолжительность уроков 1,5-2 часа.
  • Учебников нет, а тетради большого формата и нелинованные.
  • Отметок нет, но по заявлению родителей они могут быть выставлены при окончании школы.
  • Чтобы получить аттестат для поступления в колледж или институт, сдают экзамены. Для поступления в университет требуется еще один год обучения.
  • Как правило, школы, работающие по этой системе, негосударственные.

Общее для всех альтернативных систем - образование основано на интересах ребенка, учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого ученика. Однако получение систематических, базовых знаний в различных областях (которые дает традиционная школа) весьма проблематично.

Как выбрать нужное?

Это не так уж сложно, если найдете ответ вопрос: что вы хотите получить от школы, какого результата ждете? Не забывайте, что самое главное - учесть, подходит ли выбранная вами школа вашему ребенку.

И еще. Не стремитесь в соответствующую школу только из-за того, что многие ваши знакомые находят ее престижной.

Не считайте выбор школы "окончательным и бесповоротным" - может поменяться место жительства, изменятся интересы ребенка или появятся его ранее скрытые способности. Научитесь меняться вместе со своим малышом, будущим первоклассником.

Национальный колорит обучения

Возможно, вас заинтересуют школы, работающие по национальным традиционным образовательным системам. Иногда такие школы носят название "школа с этническим компонентом". Вот некоторые из них:

1086 - с корейским компонентом образования;
1110 - с армянским компонентом;
1311, 1621, 1871 - с еврейским компонентом;
56 - российско-турецкая школа;
772 - российско-турецкая начальная школа;
1948 - китайско-английская школа;
335 - российско-норвежская (выпускники получают два аттестата об окончании);
1247 - литовская школа;
1680 - грузинская школа;
1842, 514, 838, 112 - школы со славянским и русским компонентом.

Ирина Коноплясова,
учитель начальных классов школы № 1304, г. Москва

Статья из мартовского номера журнала.

27.01.2006 12:39:16, Аноним

Я работаю в школе на дому.В нашей школе учатся дети с различными заболеваниями и опорно-двигательной системы, и с другими заболеваниями внутренних органов.Мне часто приходится спорить с преподавателями других школ по поводу того, что наши дети оторванны от коллектива. Американцы вообще в шоке, что парализованный ребенок не учится в одном классе со здоровыми детьми.Наши ученики и их родители очень довольны школой. А это самое главное.Парализованным детям с хрупкой психикой очень тяжело учится со здоровыми детьми и видить, что им тяжелее писать, они лишний раз не обратятся к учителю, если что-то не понятно. Общение - это уже другой вопрос.Если будут знания, то ученик всегда будет хорошим собеседником и будет интересен другим.

24.07.2004 23:44:43, Ирина

Просим Вас откликнутся и сообщить электронные адреса школ, д/с, интернатов и.д. где работают с детьми по системе С.Френе

27.04.2004 11:30:38, Д/с №37 Френе

И все-таки мне не понятно. А система обучения института ИНОС (РИНО, бывшая Рекорд), она - то к каким системам относится, к развивающим или нет? Чем она отличается от традиционной, от системы Занкова? Про нее нет ничего в статье, или я плохо читала?

Для Evgenia. К теме ниже. Выделено мною. Найдите мне, что называется, хотя бы три отличия:)

Цитата про систему Занкова:

"Наибольшее признание среди педагогов московских школ получила система Л.В. Занкова. Обучение строится на более высоком уровне трудности и идет в быстром темпе. На уроках нет знакомства с правилами в готовом виде, не ищите их и в учебниках - они выводятся учениками вместе с учителем по ходу работы, в самостоятельном поиске. "

Цитата про систему Эльконина Давыдова:

"В качестве примера можно привести школу № 91 (Поварская, 14). Обучение в начальной школе этой гимназии идет именно по системе Эльконина-Давыдова. Здесь не дают знаний в готовом виде, а создают условия для поисково-исследовательской деятельности, в результате которой ученики сами делают выводы и открытия . Чтобы каждый ребенок мог сформировать свою точку зрения, в этой школе по 5-й класс включительно отказались от отметок."

Сейчас к школам со стороны различных социальных групп одновременно предъявляются радикально разные требования и обращены во многих смыслах про­тивоположные ожидания. Едва ли не все при этом утверждают, что школы не справляются со своей работой, но в том-то и дело, что нет никакой возможности договориться о том, в чем, собственно, эта работа должна заключаться. Однако все же основной упрек, адресо­ванный традиционной системе образования, состоит в том, что она непрерывно приспосабливает учеников к школе, а не школу к учени­ку, если воспользоваться знаменитым выражением Александра Нил-ла - человека, которого называли и продолжают называть самым ве­ликим революционером в истории педагогики.

Александр Нилл так говорил об особенностях своей школы: «... мы взялись создать школу, в которой у детей была бы свобода быть са­мими собой. Чтобы сделать это, мы должны были отказаться от вся­кой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких мо­ральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Все, что требова­лось, у нас было, а именно - глубокая вера в ребенка, вера в то, что ребенок по природе своей существо доброе, а не злое. ...Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться».

Место принуждения должны занять самостоятельность и свобода. В школе Нилла ученики не обязаны ходить на уроки, и именно поэтому они их посещают. Их приводит на занятия личный интерес. Все появив­шиеся в XX веке (и продолжающие появляться) образовательные сис­темы стремятся усилить роль спонтанной, естественной составляющей образования. Эти «свободные», «альтернативные», «прогрессивные» но­вые школы провозглашают в качестве основной ценности развитие лич­ности в процессе образования. («Альтернативные» в переводе с латыни означает «другие», т.е. иные, нежели традиционные.)

Интересно отметить, что традиционное и прогрессивное образо­вания используют разные понятия, вообще разный язык для обсуж­дения профессиональных проблем. Ключевыми словами первого язы­ка выступают характер, самоконтроль, мудрость веков, дисциплина, умственные способности, производство, тренировка ума, основные предметы. Им противостоят слова прогрессивистов: рост и развитие, деятельность, интерес, свобода, потребности учащегося, целостная личность, социальное и эмоциональное согласование, школа как сообщество.

Так называемое прогрессивное образование (в США) питалось идеями Джона Дьюи, который указывал, что само по себе развитие личности является единственной нравственной целью, что с точки зрения морали смысл демократии состоит в ее вкладе в личностный рост каждого члена общества. А необходимым условием развития как для личности, так и для сообщества является способность создавать свое собственное новое понимание мира, но одновременно и кон­структивно откликаться на идеи, выдвигаемые другими людьми, а также принимать чужую точку зрения не как нечто абсолютно чуждое, но с сочувствием понятое. Организованное в связи с такими идеями

образование резко отвергает принуждение и строит школьную прак­тику вокруг собственного опыта ребенка.

Последнее вовсе не означает, что ученик должен быть полностью предоставлен сам себе. На практике такое построение образователь­ного процесса приводит к гораздо более многочисленным и более тесным контактам между учителем и учеником, чем было когда-либо в традиционной школе. Руководства со стороны учителя стано­вится даже больше, но оно основывается на совершенно иных прин­ципах.

Что же отвергает Дьюи в традиционном образовании? Во-первых, утверждает он, такое образование предназначено для стабильного социального устройства, которого давно не существует; во-вторых, ребенку навязываются стандарты, предметное содержание и методы работы взрослых, которые абсолютно чужды учащимся, находятся далеко за пределами их жизненного опыта.

Большим авторитетом пользуются сейчас в мире образовательные системы, связанные с именами Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера. Мария Монтессори, итальянский педиатр и психиатр, обнаружила, что дети как с задержками развития, так и нормальные лучше обучаются при активной собственной работе с предлагаемыми им материалами. Она разработала многочисленные пособия для ис­следования цветов, форм, текстуры, звуков, элементов языка и даже геометрических отношений - наборы разных предметов, коробки, сосуды, веревочки. В этой специально организованной среде, как об­наружили сама Мария Монтессори и ее последователи, дети получа­ют чувство уверенности в себе, обнаруживают способность сконцент­рироваться и явный интерес к учению.

В школах Монтессори дети объединяются в разновозрастные груп­пы, они могут по желанию упражняться индивидуально или в малых группах большую часть учебного дня. Класс в Монтессори-школе по­хож на мастерскую, занятую разнообразной деятельностью. Девизом Монтессори-обучения служит следующее высказывание (от имени ребенка): «Помоги мне сделать это самому». Трогательна и вырази­тельна эмблема: рука ребенка прислонилась к руке взрослого, что под­черкивает самостоятельность младшего - не взрослый взял ребенка за руку и ведет туда, куда ему кажется нужным, а ребенок выбирает путь, опираясь на помощь взрослого.

Рудольф Штайнер - весьма своеобразный философ-мистик, ос­нователь так называемой антропософии. После первой мировой

войны он разработал систему образования, которая должна была служить средством культурного и духовного возрождения Европы. Штайнер считал, что современное ему западное общество слишком большое внимание уделяет материальным ценностям в ущерб духов­ности и творческой изобретательности. Он предложил подход, при котором познавательные возможности, способности к искусству и нравственные основы стараются развивать совместно, в единой це­лостности. Программа обучения в вальдорфских школах (первая такая школа была создана для детей работников фирмы Вальдорф-Астория в Штутгарте в 1919 г., что и закрепилось в названии) опирается на мифологию, легенды и искусство с целью возбуждения в ребенке творческой активности.

Первые восемь лет с группой учеников работает только один учи­тель. Все применяемые методы обучения тщательно разработаны с тем, чтобы соответствовать фазам психического и духовного развития ребенка (по Штайнеру). Для создания необходимого окружения в этой системе также (как и в системе Монтессори) имеют очень боль­шое значение цвет, форма, музыка. Учебный материал предъявляется, по возможности, в виде увлекательных историй, в поэтической форме. Существует особый «предмет», вводящий ученика в мир выразитель­ных движений, - эвритмия. В вальдорфских школах стараются все­мерно развить воображение ребенка и дать ему средства художествен­ного выражения внутреннего мира.

В англоязычных странах одно из течений в альтернативном обра­зовании представлено школами квакеров - последователей протес­тантской мистической секты, основанной в XVII веке Джорджем Фоксом. Основа его учения состоит в том, что каждый человек содержит зерно божественного, каждый имеет доступ к «внутреннему свету», который может открыть ему важные аспекты истины, если только человек научится усмирять эгоизм. Поиск истины не может быть предписан извне, а является, по Фоксу, личным эксперимен­тальным исследованием. Квакеры выдвигали требование неограни­ченной свободы человека.

При такой духовной перспективе образование, как и богослуже­ние, становится процессом личностных исканий, поддерживаемых дружественным и заботливым окружением. В квакерских школах Америки царит теплая демократическая атмосфера, межкультурная и межрасовая гармония. Они занимают значительное место в альтерна­тивном образовании.

Движения за изменение привычных способов образования возни­кают и в рамках самой традиционной системы. В Соединенных Шта­тах, например, все большее число учителей английского (родного) языка не удовлетворяется рутинными методами обучения чтению (по далеким от жизни учебникам с тщательно отобранным словарем, вроде нашего «мама мыла раму»). Подход, который получил название «целостный язык», основан на том, что дети наилучшим образом научаются читать и писать так же, как они научаются ходить и го­ворить, т.е. просто делая это, погружаясь в это. Учителя, работающие таким образом, создают богатую языковую среду, включающую чте­ние оригинальных книг, писание писем, рассказывание историй, дискуссии, создание журналов. Делая учение значимым и одновре­менно увлекательным для учеников, учителя этого направления со­здали свои организации для реформирования школьного управления и разработки программ. Все большее число педагогов при выработке методик обучения начинают обращать серьезное внимание на учет стадий развития ребенка. Постепенно многим становится понятно, что очень трудно чему-нибудь научиться, сидя на жестких стульях и дыша в затылок друг другу. Начинают появляться программы типа «исследовательский класс» или «свободный класс».

Само наличие в обществе альтернативных образовательных систем оказывает заметное влияние на традиционную школу. В нашей стране в течение многих десятилетий не было вообще ничего альтернатив­ного, поэтому и ныне многие поколения российских учеников и учителей просто не знают, что возможна еще какая-то образователь­ная система кроме самого жесткого варианта традиционной. Тем не менее в последнее десятилетие уходящего века и в России появилось немало различных учреждений альтернативной педагогики.

Альтернативное образование

Всем мамам и папам хотелось бы, чтобы их дети росли успешными и счастливыми. В это понятие, так или иначе, входит школьная успеваемость. С проблемами выбора школы и системы обучения родители сталкиваются перед походом в первый класс. Иногда такой вопрос возникает, если у ребенка есть проблемы со здоровьем, отставание в развитии или, наоборот, выраженная одаренность в сравнении с одногодками. В таком случае на помощь приходит альтернативное образование. К нему зачастую прибегают родители детей-спортсменов, часто бывающих в разъездах, и одаренных творческих деток.

Альтернативное обучение

Альтернативная система образования хороша тем, что в ней больше ориентируются на нужды учеников, а не на систему как таковую. Каждый ребенок имеет возможность выбрать темп и способ изучения материала на уроке. Гибкие учебные планы нацелены на то, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Основными принципами альтернативной школы являются взаимная работа учителей и учащихся, а также приветствие новых идей и уважение традиционных педагогических правил.

Законом нашей страны предусмотрены некоторые альтернативные формы образования, обучаясь по которым ребенок обязательно проходит государственную аттестацию и получает документы об образовании, утвержденные законом. К этим формам обучения относятся экстернат и все виды семейного обучения. Мы постараемся рассказать Вам обо всех преимуществах и недостатках каждой методики.

Обучение экстерном предполагает надомное обучение, во время которого ученик самостоятельно или с помощью дополнительных платных образовательных услуг изучает материал, после чего он проходит бесплатную итоговую аттестацию и получает документы установленного образца. Экстернат хорош для одаренных деток, которые теряют интерес к обучению, посещая обычную школу, или для тех, кто по разным причинам должен раньше закончить класс. К плюсам обучения экстерном относятся развитие в ребенке ответственности, самостоятельности и способности к самоконтролю. К минусам отнесем необходимость родительского участия в процессе обучения и финансовые расходы для освоения учебного материала.

Все остальные альтернативные формы обучения - это варианты семейного обучения. В таком виде обучения ребенок самостоятельно или при помощи надомных педагогов или родителей осваивает учебную программу и приходит в школу только, чтобы написать контрольные и сдать экзамены. Такой способ обучения предпочтителен в конфликтных ситуациях в школе, особенно если родители не могут перевести ребенка в другую школу, из религиозных соображений, для того чтобы оградить его от негативного отношения одноклассников и давления со стороны педагогов.

Альтернативное обучение «выручает» детей-спортсменов, будущих художников и тех деток, родители которых в силу своей профессии должны часто менять место жительства (военнообязанные, артисты цирка). В любом случае ребенок закрепляется за одной школой, вправе пользоваться всей ее библиотекой, получать консультации и медпомощь.

Альтернативное развитие

Теперь давайте поговорим о методиках альтернативного обучения, построенных на существующих школах раннего развития, о которых мы уже писали на Bambino Story. Альтернативное развитие детей в рамках данных школ кардинально отличается от формального школьного образования. Чем же?

  • Анскулинг – одна из форм домашнего обучения, подразумевающая обучение ребенка без его отрыва от повседневной жизни и семьи. То есть ребенок учится в силу собственной любознательности – сам сталкивается с проблемами, задает вопросы и ищет ответы на них в повседневной жизни. У таких детей нет формальных учителей и учебных планов, их учитель – это окружающий мир!
  • Дескулинг – если перевести название этой формы альтернативного обучения дословно, то получится что-то наподобие «расшкольнизации». Суть в том, чтобы освободить уже окончившего школу ребенка от формального школьного мышления и выявить настоящие интересы и стремления выпускника. Это своего рода адаптация к реальному миру.
  • Альтернативная система образования «Unit study» – изучение части, предполагает доскональное изучение школьных предметов по одной теме. Например, тема «Англия». Вы изучаете историю, географию Англии, ее художников на уроках изобразительного искусства, литературу английских писателей и так далее. Затем берется следующая тема и все повторяется снова.
  • Наиболее популярной системой альтернативного образования считается метод Марии Монтессори. Основной постулат – преподавание исключительно практических знаний! Основные ценности, прививаемые ученикам – права ребенка, интенсивная и углубленная непрерывная интеллектуальная деятельность, космическое и экологическое воспитание, ответственность, свобода, мир, положительные перемены в обществе. Почти все уроки в школах Монтессори индивидуальны, как и планы обучения. Все учебные материлы класса находятся в зоне доступа детей. Малыши свободны выбирать то, что им больше нравится из заранее подготовленного к изучению материала. Таким способом в учениках закладывается способность делать выбор каждую минуту своей жизни, что делает жизнь более осознанной и целенаправленной.
  • Сегодня в 40 государствах мира тысячи учеников начальной школы учатся читать, писать и справляться с жизненными ситуациями по методике Селестины Френе. В этой педагогической системе ребенок активно учится. В него больше не вкладываются знания, он должен трудиться, чтобы добыть их сам. В этой методике автор отказалась от обязательных школьных повинностей в виде субботников и уборок класса. Каждый ученик свободен определить для себя, что ему нужно больше всего в конкретный момент времени и учиться этому. В этой методике функция педагога – организовать благоприятный климат в коллективе и предоставлять учебные материалы.
  • Шарлота Мейсон – настоящая революционерка в системе английского обучения, главным в обучении считала не подготовку к экзаменам, а атмосферу реальной жизни, влекущую за собой естественное развитие ребенка. Такая система помогает детям найти свое место в мире и решить, что они должны делать.
  • Вальфдорская система обучения предоставляет ученику возможность освоения материала в своем темпе и сосредотачивается на стимуляции фантазии ребенка. Учебные материалы здесь не имеют готовой формы, создаются из натуральных материалов, чтобы дополнительно развивать фантазию. Максимальное внимание уделяется духовному и творческому обучению детей.
  • План Йена, немецкого педагога, основывается на работе в группах разного возраста, имитирующих модель семьи, на обычной человеческой деятельности - беседах, играх, работе, проведении праздников, участии в управлении, развитии чувств порядка и ответственности за помещения общего пользования, участии детей в экспериментальных классах и занятиях.
Среди отечественных методик альтернативного образования можно выделить две наиболее яркие:
  1. метод Щетинина, представляющий собой жизнь общины в лесу по принципам нравственно-духовного развития каждого, устремленности к познанию, любви к труду, формирования чувства прекрасного и мощной физической подготовки каждого ученика,
  2. «школу-парк», автором которой является Милослав Балобанов. Суть обучения в данной школе сводится к отказу от обязательных занятий, одновозрастных классов и оценок. В этой школе нет стандартного аттестата зрелости. Вместо этого все учителя пишут отзывы об успехах ученика, на основе которых и принимается решение о зачислении в ВУЗ или поступлении на работу.
Сейчас существуют альтернативные книги, подробно описывающие все популярные методики образования. Их много и они очень разные. Ничего плохого в альтернативном образовании нет. Пока школа воспринимается нашими детьми как «неприятная обязаловка», такие нетрадиционные системы будут процветать. Но что бы Вы ни выбрали для своего чада, в какую бы систему образования Вы его не отдали, помогайте и поддерживайте ребенка – и тогда любое обучение будет для него в радость!

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет в первый класс. Необходимость альтернативной формы обучения для школьника может возникнуть в связи с его здоровьем, отставанием в учебе или, наоборот, выраженной одаренностью по сравнению со сверстниками.

Чем же хороша альтернативная школа? Здесь уважают учеников, а не Систему. Школьники могут сами выбирать темп и форму подачи материала во время урока. Гибкий учебный план учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Принципы обучения - общая забота учителей и учеников. Традиционные педагогические правила не отвергаются, новые идеи приветствуются.

Виды альтернативного обучения:

Экстернат. Под этим строгим словом подразумевается порядок сдачи экзаменов по курсу полной средней общеобразовательной школы для тех, кто в ней не обучался. Ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как и с кем он занимался, никого волновать не должно.

Если вы решились на экстернат, то, по российскому законодательству, любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить вам возможность сдачи школьной программы экстерном.

Система школ Монтессори. Лицензированная система школ, которая относится к ученикам как к «независимым учащимся». К сожалению, эта система рассчитана только на детей до шести лет. Поэтому современные школы могут всего лишь взять на вооружение «Монтессори-принципы».

Вальдорфская система образования, или школа «американского» типа, - крупнейшее и все более ширящееся в мире движение (всего - около 800 школ в различных странах). Чтению начинают учить со второго класса, хотя детей и знакомят с буквами. Классный преподаватель обучает, наблюдает и опекает детей в течение восьми лет, на протяжении всей их школьной жизни.

Учебников в вальдорфских школах нет: учащиеся обходятся одной рабочей тетрадью. Старшеклассники используют учебники как дополнение к основным занятиям. В России вальдорфские школы существуют лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве).

Школа академика Щетинина представляет собой общину, которая находится в лесу. В этом, по сути, маленьком государстве нет одновозрастных классов, учебников и уроков. В основе деятельности школы - пять «китов»:

нравственно-духовное развитие каждого;

устремленность к познанию;

труд (точнее, любовь к труду в любых проявлениях: например, все корпуса школы построены самими учениками);

формирование чувства прекрасного, утверждение прекрасного во всем;

мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым Школу-Парк(Екатеринбург).

Принципы этой школы - отказ от обязательных занятий, от одновозрастных учебных групп и почти полностью - от оценок. Учащихся не делят на классы, а у каждого учителя (руководителя студии) есть «воспитанники»-подмастерья.

Как считает основатель Школы-Парка, лучший документ об образовании - портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика. На нем-то и следует основываться при приеме в вуз и на работу.

Домашнее обучение. На это могут пойти далеко не все родители, да и трудно представить в наше время развитие ребенка без школы и общения. Однако же раньше домашнее образование было повсеместным. Если есть сильные преподаватели и хорошая гувернантка, можно на дому получить блестящее образование. Правда, обучаемый может столкнуться с определенными трудностями в будущем.

Альтернативные школы сейчас существуют в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). И эта деятельность не лицензируется. Кстати, документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает.